Село расположено по речке Аблатукан, левому притоку речки Аблатуй у подножия Яблоневого хребта. Основано в 1811 году переселенцами. В старину оно носило название «Бултыхан в воду». По информации из Доронинского краеведческого музея и по воспоминаниям старожилов села, первым основателем был бурят, который нашел «родник» и построил рядом жилище. Родник и по сей день является святым и почитаемым местом для аблатуканцев. Возле источника была построена часовня, где старые люди во время засухи производили молебен. Затем они шли до второй часовни, которая находилась за деревней. И сегодня это место так и называется — «Часовня».
Возле села есть гора, которая на бурятском языке называется «уултхан» — гора в тумане или «Аблатукан».
Житель села Дугаров Б.Ж. рассказывал интересную легенду об этой горе:
«Когда-то, давным-давно, жил богатый бурят Чилдэ Занги, который закопал свое богатство в горе Уултхан. Богатство было таким большим, что еле умещалось на восьми, а может и на десяти верблюдах. Многие хотели найти этот клад и разбогатеть, но, ни разу попытки не увенчались успехом. Охраняла эту гору птица, когда проезжаешь мимо, она кружится на самой вершине горы и стережет богатство Чилдэ Занги. Стоит тишина, небо ясное. Но только люди начинают копать, откуда, ни возьмись, появляется черная туча, поднимается сильный ветер, летят камни, начинается ливень с градом. Устоять никому невозможно, все покидают эти места. Лама так предсказал: раскопает этот клад молодой парень. Найдет сокровища и на этом месте построит «дацан», а сам станет ламой этого дацана». Но эта легенда, и может когда-нибудь, она станет былью.
Постепенно село разрасталось за счет поселенцев. Поселенцы это (по данным Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) «…лицо, подвергнутое ссылке на поселение (дореволюц.). Среди ссыльных различались каторжники и поселенцы». В 1834 году перепись зафиксировала 42 души мужского и 25 женского пола. По десятой переписи 1858 года в Аблатуканском селении уже 50 лиц мужского пола и 42 женского.
В 1870 году село стало называться Аблатукан, в 1877 году была построена Аблатуканская Николаевская церковь.
В 1907 году главное управление Нерчинского округа, ведомства кабинета его императорского Величества дало разрешение крестьянам Аблатуканской сельской общины, в котором говорилось: «Крестьянам с. Аблатуйское представлено проезда и прогона для скота через земли с Аблатуканской второй статьи на Бенчирскую по существующей дороге». Не редкими были споры и тяжбы между крестьянскими общинами из-за владения участками земли.
В 1911 году сельская община крестьян Аблатукана на своих сходах решила обратиться в Забайкальское областное по крестьянским делам присутствие о выдаче ссуды для семенения посевов из экономических магазинов, созданных на случай неурожая. В списке в Аблатукане состояло 78 семей. Забайкальское областное по крестьянским делам присутствие отказало крестьянам в ссуде, объясняя, что «экономический магазин не временное складочное место, откуда и при урожае можно получить обратно только что засыпанный хлеб».
В ноябре 1919 года на территории Улетовского района вспыхнуло восстание, получившее в истории название — «Ингодинское». Большевики подняли народ против свирепствующих семеновцев. Руководителями восстания наряду с Аносовым стали: братья Сущих — Амос, Даниил, Егор и братья Бургуловы. Восстание подавлено силами казаков.
История колхоза
В 1923 году в селе было 132 двора с населением 846 человек, 109 из них были грамотными.
В 30-х годах начали создаваться колхозные организации. В селе никто не знал, что это такое. На территории села появилось два колхоза: «Пахарь» — охотничье хозяйство и в 1929 году земледельческое хозяйство — «Победа».
Затем в 1930 году по решению собрания всех граждан, оба эти хозяйства объединили в одно и ему дали название «Победа пахаря» и председателем колхоза был выбран Маркевич Лаврентий Егорович. За добросовестный труд Лаврентий Егорович награжден орденом Красного знамени. 23 мая 1938 году Маркевич Л.Е. был репрессирован за то, что он выдал колхозникам по 1 кг зерна, т.к. был голод. 20 июля 1943 год Лаврентий Егорович умер в Бугачачлаге, посмертно в 1958 году реабилитирован военным трибуналом ЗабВО.
В образованном колхозе тракторов не было, и в 1932 году из Улетовской МТС колхозники получили 4 колесных трактора, на которых выполнялась основная работа.
Не обошли стороной историю Аблатукана и политические репрессии 30-х годов. В деревне было много зажиточных людей, середняков или как их называли в то время — «кулаков».
Список репрессированных того времени — большой. Кого сочли как врага народа за порчу народного имущества, кого выселили, за то, что воевал в белой армии. Причин было много. В тюрьмы сажали как виновных, так и безвинных. Практически каждую семью с.Аблатукана коснулись репрессии. По неточным данным, пострадавших от политических репрессий в с. Аблатукан — более 80 человек.
В 1939 году численность населения резко возросла за счет переселенцев, в основном из Воронежской, Горьковской областей.
Приехали люди со своими обычаями, нравами. Кто укоренился здесь, бросил свои корни, а кто уехал. Помимо переселенцев из Воронежа, есть поляки, литовцы, буряты, китайцы. Все они вступили в колхоз «Победа пахаря».
В годы Великой Отечественной Войны председателем колхоза был Саранин Филипп Иванович.
Позднее руководство принял Колесников Михаил Алексеевич. При нем в селе началось строительство электростанции. Был построен зерноток, мельница, пилорама, ферма, гараж, чабанские стоянки, запущен движок, появилось в селе радио. Колхоз был миллионером. Михаил Алексеевич у жителей села пользовался большим уважением и почетом. После него колхоз возглавил участник Великой Отечественной войны Савченко Алексей Антонович.
После войны колхоз начал постепенно восстанавливать хозяйство. В селе было три мельницы, одна из которых была частная.
С 1970 по 1990 — годы аблатуканские колхозники добивались очень высоких результатов в труде: знатные доярки-трехтысячницы, телятницы, скотники, чабаны, пастухи, механизаторы, шофера, трактористы и многие другие. Их имена и фотографии не сходили с газетных полос «Ленинского знамени», где рассказывалось об их нелегком, славном труде.
Образование
В 1903 году открылось в селе церковно-приходское училище, в котором было 2 класса. Затем по воспоминаниям жителей в селе возле церкви находилась какая-то «круглая школа» четырехлетка. В ней обучались и взрослые, и дети, около 40 человек. В 1958 году в селе открылся детский сад. По разным причинам детский сад несколько раз закрывался, затем снова открывался.
В 1965 году была построена новая Аблатуканская начальная школа. Эта школа просуществовала до 1980 года, затем детей с. Аблатукан стали возить в Военхозовскую среднюю школу.
В 1946 году основан фельдшерский пункт.
Библиотека
В 1957 году в с.Аблатукан открылась изба-читальня, книг всего было – 300 экз.
В 1997 году сгорело здание сельской библиотеки, но часть фонда, благодаря жителям села удалось спасти.
Клуб
По воспоминаниям старожилов села клуб работал уже в 1930-х в здании церкви, куда молодежь ходила на танцы.
В 1968 году был построено двухэтажное кирпичное здание, в котором разместились – библиотека, сельский клуб, ФАП, контора участка колхоза «Имени братьев Сущих и Бургуловых». В 1980 году из-за аварийного состояния здания, все учреждения были переведены в деревянную начальную школу. Но в 1998 году это здание сгорело и в настоящее время клуб находится в доме Баляшкиной В.
Проводятся различные массовые мероприятия, по субботам и воскресеньям – дискотеки для молодежи.
Литература:
Пищугин В.В. Юго-западнее Читы. – Чита: «Полиграф-Сервис», 2003. – 358 с.
Пищугин В. В. Села Улетовского района [Текст] : [историческая справка] / Владимир Пищугин. — Улёты : Самиздат, 2017. — 89 с.
«Тебя люблю, родимая деревня…» [Текст] : к 200-летию с. Аблатукан / составитель З. Е. Савченко. — Улеты : Межпоселенческая центральная районная библиотека, 2011. — 28 с. : фот. цв.