Самое старое село Улётовского райна. Отсчет ему можно вести с 30 января 1707 года. Именно с этого времени были найдены архивные данные, что «бил челом царю-государю Яков Ефремов сын Сухова и просил приверстать его «по Нерчинску и по реке Ингоде вверх по Гореке речке пашню, и под сенные покосы, и под дворовые строения земли отвесть.» Резолюция Нерчинской воеводской канцелярии была утвердительной, посему Яков Ефремов и поселился в 1707 году на заимке у реки Гореки, впадающей в реку Ингоду, выше речки Доронки. И уже по документам ХIII века с. Горека значится, как деревня.
Название села переводится по-разному. От эвенкийского «горьехо» — журчать, от монгольского «хара», «харка», «харик» — это значит песчаник. Не песок, а именно песчаник, он огромным обрывом всегда нависал отложениями мезозойской эпохи в местечке «поддер». Это сразу за деревней в юго-восточном направлении.
В окрестностях села когда-то были найдены остатки зуба и бивней мамонта. Но не только древние животные обитали в этих местах, издавна здесь селились и люди.
Есть здесь каменный утес, где были найдены древние орудия труда, сделанные из камня.
В 1967 году в поисках древних стоянок человека, студентами Государственного института им. Н.Чернышевского, во главе с руководителем группы профессором Ш.И.Кирилловым, были открыты эти древние разработки. Это были проколки, скребки, орудия величиной всего 2-3 сантиметра, но они успешно помогали человеку в охоте и труде.
Село расположено в месте слияния трех рек Тунгуры, Гореки и Горекацанчика. До поселения русских, в этих местах селились буряты, тут были их стоянки, но с приходом русских, буряты совсем покинули эти места. Сначала русские селились в землянках, потом стали строить дома из дерева. Зимой лес возили из-за Ингоды, из бора его старались не брать, так как боровая лиственница очень быстро сгнивала.
Село Горека делилось на несколько улиц. В 1880 году у реки Гореки, за мостом была построена Покровская церковь.
После поселения первых русских, село быстро расширялось, росло. Переселенцев привлекала живописная местность богатая угодьями, близость хребтов, где росло много
кедра, реки богатые рыбой. И хотя село часто подтапливалось в половодье, оно по-прежнему осталось на своем месте, дома в основном располагаются на пригорках.
В основном казаки и крестьяне занимались скотоводством, землепашеством, охотой. В 1901 году в Гореке была построена церковно-приходская школа – одноклассная, которая содержалась казаками и крестьянами. В 1903 году школу посещали 9 мальчиков и 7 девочек, в 1911 году – 32 мальчика и 11 девочек.
В 1876 году в Гореке начался отвод земель казакам Титовской станицы. От реки Гореки к горе селились крестьяне; за рекой к «Елани», к лесу – жили казаки.
Крестьяне и казаки часто враждовали из-за хороших земель, покосов. И если в 1816 году в поселковом казачьем обществе было 37 дворов, то в 1876 их стало на 18 больше.
Теперь село официально стало называться казачьим, землю закрепили за казаками, были выбраны сельский писарь, атаман.
Казачество
Горекинскому атаману подчинялись казаки Шехоланского и Ключевского поселков. Атаман избирался на 3 года. С казаков собирали деньги на содержание столичного самоуправления, школы. наиболее распространенными фамилиями стали Шангины, Правиловы, Ячменевы, Якушевские, Балаганские, Гамовы.
С рождения и до могильного креста жили казаки с Господом в душе и молитвой на устах. Церковные обряды соблюдались неукоснительно. Покровителем казаков был Святой Алексий. И домашние дела, и работа в поле делалась с оглядкой на обычаи, традиции, которых старательно придерживались. К числу самых тяжелых повинностей казаков относилась военная повинность. Казак был не просто крестьянин, а полувоенный человек.
Под рукой у казака всегда были сбруя, седло и переметные сумы.
Каждый казак, уходивший на службу, обязан был за свой счет приобрести следующую экипировку: коня, седло, обмундирование, шашку. Если кто не мог за свой счет приобрести экипировку, то вынужден был работать у зажиточных крестьян или казаков не один год, чтобы те могли купить ему амуницию.
Приучать к седлу маленького казака начинали с трех лет, как только станет «крепко ходить». С раннего детства и до 19 лет казака учили хорошо держаться в седле, обучали военному делу с 12 лет и вплоть до ухода в армию. После трех лет пребывания в приготовительном разряде, казаки переводились в строевой разряд. Жизнь казака от молодых лет и до креста была связана с конем. Особо чтимая была икона Казанской Божьей матери.
И всегда была рядом подруга, мать, жена. Она заботилась о морали и чистоте веры. Это на нее ложились все тяготы крестьянской жизни, пока казак был в дальнем походе.
Она же и хранила казачий фольклор, песни, легенды, предания.
Казаки всегда славились крепким хозяйством, но и отдыхать от трудов праведных они любили и умели. Гуляли не каждый праздник, но обязательными были Пасха, праздник Святого Алексея, Троица, Покров, Рождество Масленица. Гуляли и на крестинах, но особенно любили свадьбы.
В 1917 году разразилась гражданская война, и казачество было отменено. Это было смутное тяжелое время, когда население разделилось на красных и белых. И за давностью лет исторических данных осталось мало. Из с. Горека в партизанах были Сизиков Самсон Сазонович и его старший брат Сизиков Ефим Сазонович. В 1919 Самсон, в тяжелый для советской власти год, укрывался от белых. Вместе с Соболевым Клементом и Шангиным Василием он был расстрелян белыми заГорекой в местечке Рытвина. Похоронены Сизиков и Соболев были в одной могиле.
Вскоре во всей стране была установлена советская власть.
В это время в Гореке была образована коммуна, а затем в 1929 году артель «Хлебороб». Но эта форма хозяйствования не оправдала себя, и в 1930 году был образован колхоз «Максим Горький». Его первый председателем стал Щербаков Филипп Демидович.
В первое время землю обрабатывали на быках и лошадях, но в 1934-1935 годах в колхозе появились трактора, а в 1939 первые комбайны, которые значительно облегчили труд людей.
Великая Отечественная война в судьбах земляков
Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли все работоспособные мужчины (по нашим данным 62 человека), погибло на фронтах, пропало без вести 38 человек, а вернулись домой только 24 человека.
Одна из улиц села Горека названа Шангинской в честь Шангина Ивана Ивановича (1927 – 1945 г.), который ушел на фронт совсем пареньком, ему не было еще и семнадцати лет. А служить ему выпало в Тихоокеанском военно-морском флоте подводником. В 1943 году он ушел на фронт, а в 1945 – пришла похоронка.
Во Владивостоке стоит памятник – дань глубокого уважения подводникам. В траурном списке из 64 фамилий назван и наш земляк – Иван Шангин.
Не мало ушло на фронт наших односельчан. Они храбро сражались за нашу Родину, мечтали о мирной жизни, и о том, чтобы вернуться в родные места.
А тем временем на селе продолжались крестьянские работы, только уже без мужчин, на места которых встали женщины и подростки. Именно на их слабых плечах была вся тяжелая работа. А дома ждали малые детки, огород, который надо было обиходить, потому что, все что было, отдавали государству. Считали, что там, на фронте, труднее, а мы так как-нибудь проживем. И была большая вера и надежда на то, чтобы отцы, мужья и братья вернулись домой живыми.
Послевоенные годы.
И вот наступила мирная жизнь. В село вернулись мужчины, и теперь уже созидательный труд был направлен на улучшение жизни в деревне. Село стало разрастаться, начали строиться личные дома и общественные помещения. В бывшей церкви был открыт клуб. В 1955 году была открыта библиотека, в которой насчитывалась одна тысяча книг, первым библиотекарем стала Прасковья Михайловна Назарова. Стали строиться производственные помещения: коровник, электростанция, гараж. В 1953 году была открыта свинобаза, в ней содержалось 150 свиноматок, 300 подсвинков, 300 откормочных свиней.
Расширяются автомобильный и тракторный парки, все больше засевается полей, увеличивается сбор урожая. Полеводство становится все более рентабельным, увеличивается и животноводческая база.
В 1952 году П.А.Якушевский за самую большую выработку на вспашке награжден грамотой, а сама бригада трактористов – переходящим Красным знаменем и вымпелом. Этот пример говорит о том, что люди в те годы работали старательно и на совесть. На лучших людей труда равнялись и другие. И все-таки самая тяжелая работа, наверное, была у доярок, которые вручную три раза в день убирали навоз. Дежурили на фермах, во время отелов. На одну доярку приходилось по двенадцать коров, надои были очень высокими.
60-70-е годы отмечены большими достижениями в труде колхозников; колхоз успешно выполнял свои обязательства по всем видам производства продукции. К этому времени колхоз «Заветы Ильича» отделился от Доронинского и теперь стал объединять три села: Горекацан, Гореку, Шехолан.
В эти же годы широкое распространение получило среди доярок движение трехтысячниц. В Гореке были созданы комсомольско-молодежные бригады.
В 60-е годы в село пришло электричество, а это не только освещение в домах, но и механизация основных процессов производства. Строится новый коровник, в котором налажена электродойка. Здесь можно было доить по 20-25 коров. Механизация значительно облегчила труд доярок и скотников.
Ведется строительство и в других областях. В 1965 году в селе Горека были построены новый магазин, клуб на 200 мест, восьмилетняя школа, где обучалось 120 человек. Теперь в селе можно было не только ударно работать, но и хорошо отдохнуть.
Все больше и больше внимания и заботы уделяется людям. В деревне стало больше оставаться молодежи. В село приезжают писатели, которые пишут о людях труда.
В одной из сенокосных бригад побывал Илья Лавров. Чуть позже увидела свет его повесть «Мне кричат журавли». Действие происходит за Ингодой на Желикене. В сенокосном звене идет соревнование между бригадами, кто больше скосит. В этой повести автор очень красиво описывает нашу природу, очень точно подмечены характеры людей, и, хотя фамилии изменены, люди легко узнаваемы.
Хорошо трудились колхозники. Поэтому укреплялось и росло колхозное хозяйство. В домах горекинцев появляются телевизоры, мотоциклы. А в 70-е годы и первые автомобили.
Все больше детей стараются получить среднее образование. Для детей Горекацана, Гореки и Шехолана в Доронинском открывается интернат. Получив среднее образование, они уезжают учиться в город. После окончания учебных заведений молодые специалисты возвращаются работать в родное село.
Годы идут, и все хорошеет Горека. Ее расцвет приходится на 70 – 80-е годы.
В ноябре 1983 года здесь запущена новая ферма на 180 дойных коров. В комплекс входят телятник, коровник, сливоотделение, кочегарка с цехом, где запаривают корма для скота. Здесь работает молодежная бригада доярок. Горекинские доярки еще в 70-е годы вышли на рубеж трехтысячниц. На совесть работали механизаторы, выращивая добрый урожай зерновых культур, закладывая зеленую массу на силос.
Все это обеспечивало сытую зимовку не только коров, но и овец. В колхозе насчитывалось десять отар, в каждой из них 700 – 800 овец.
В 80-х годах поставили агрегат по производству витаминных гранул для подкормки скота. За сезон он выпускал 250 – 300 тонн.
Настоящее время
В 2007году в селе насчитывается 114 дворов, есть Дом культуры, библиотека, медпункт, почтовое отделение. Кроме этого открыты три частных магазина. Школа в Гореке девятилетняя. В ней обучаются 62 ученика.
Давно прекратил свое существование колхоз, а фермерство как таковое в деревне не прижилось. В настоящее время основная масса сельчан занята на собственных подворьях – развивают частное хозяйство. Некоторые семьи держат от пяти до тридцати пяти голов крупного рогатого скота.
Литература:
История, которую творят люди…[Текст] / составитель Иванова Т.И. — Улёты: Межпоселенческая центральная районная библиотека, 2007.- 27с., фот., ил.