ОСНОВАНИЕ СЕЛА
Разные войны, продолжавшиеся почти десятилетие, в начале 20-х годов ХХ -го столетия закончились. Солдаты и партизаны возвратились домой. Они стосковались по мирному крестьянскому труду и с большим желанием начали заниматься знакомыми делами, но в долине Чикоя угодий для пашни и сенокосов не хватало и развернуться было негде.
Кроме кормилицы земли, крестьяне определенное время имели дополнительный доход от извоза. Дело в том, что в с.Красный Яр (ныне Красный Чикой) киевским помещиком по фамилии Буйвида был построен винокуренный завод, на котором в конце XIX века работало 300 человек. Спирт-сырец в 40-ведерных бочках на плотах и подводах развозили повсюду. Зимой, когда устанавливался санный путь, в направлении на Читу обозы, состоящие из нескольких десятков подвод, двигались вверх по Чикою и его притоку Жергею, переваливали через водораздельный хребет и затем по Большому Улелею и Ингоде попадали в Читу. Вдоль зимника имелось несколько незатейливых харчевен. Другие направления извоза были связаны с городом Верхнеудинском (Улан-Удэ), где ежегодно проводились новогодние ярмарки, а также с Кяхтой, Петровским Заводом и Хилком.
Местные купцы вывозили пушнину, волокно конопли, кедровые орехи и другое сырье, закупленное у населения. В обратном направлении везли товары, закупленные в городской местности.
Для перевозки этого груза требовалось много подвод, которые обычно подряжали также у населения. Но после гражданской войны завод был закрыт, возить стало нечего. Купцы один за другим начали сворачивать свою деятельность. Извоз перестал существовать.
Мужики, собираясь в праздничные дни, неоднократно слушали рассказы бывалых односельчан о просторах в долине Ингоды, о щедрой тайге, о плодородных землях, о сенокосах и пастбищах, а также о том, что села там расположены друг от друга на большом расстоянии. Особенно доверительно они слушали Григория Трофимовича Сохалтуева и Кузьму Игнатовича Сенотрусова, которым во время Ингодинского восстания довелось партизанить в этих местах. Их рассказы подтверждали старики, которым приходилось сопровождать обозы с о спиртом-сырцом и з Красного Яра в Читу.
В один из пасхальных дней 1924 года собрались мужики с. Большакове у «Нарядной избы» (дом для деревенских сходов) и опять завели разговор о ингодинских землях. В беседу включился подошедший учитель школы Разумов Николай Васильевич, которому тоже приходилось бывать в этих местах во время гражданской войны. Он обстоятельно рассказал о том, что видел и обратил особое внимание на удобные слабозаселенные земли по речкам Дороннику и Аблатую. В заключении сошлись на том, что после окончания весенних полевых работ надо съездить и осмотреть угодил, а заодно и подать прошение на отвод земли в ближайшую волость.
Когда наступил срок, желающих поехать оказалось много. Старшим назначили Сенотрусова Семиона Федоровича. Двинулись двумя путями: верховые поехали по тропе, ведущей по Жергею на Ингоду, а вторая группа двинулась на двуколках (телега с парой колес) по дороге через Ямаровку, по долине Блудной и Арей. Они привезли с собой сохи, бороны и другой инвентарь.
Верховые на место приехали раньше и осмотрели угодья вдоль р.Доронник, но в тех землях им отказали и посоветовали осмотреть участки, расположенные выше земель Новопавловского общества. Это были земли государственного Фонда, сданные в аренду казакам Шехолана и зажиточным мужикам Танги и Николаевского. Они использовались для выпаса скота и заготовки сена. За ними закрепились названия «Дорошиха». «Тимошиха», «Калашниковы», «Ефремовы», «Страмиловы» и т.д., то есть соответственно фамилии или имени их прежних хозяев.
При осмотре эти места понравились, но когда обратились в Николаевскую волость за разрешением на отвод земель для нового села, то хозяева заимок стали протестовать этому. Прошение было передано в уездное управление, которое разрешило переселиться на земли, принадлежавшие государственному Фонду. Место для села не было определено. Поэтому решили временно поселиться у устья р.Бутыкен, где также была заимка тангинских арендаторов.
В это время подъехала вторая группа. Посоветовавшись, решили задержаться, чтобы заготовить сено, а после уборки урожая в Большакове на Чикое снова возвратиться и приступить к строительству жилья.
Зимой 1924-25 гг. на сходе выбрали ходоком с прошением в Читу Сенотрусова Григория Константиновича, человека бывалого и грамотного по тем временам. При этом обязались во время этой поездки в его хозяйстве провести все сезонные работы.
При составлении прошения стал вопрос о названии будущего села. Разумов Н.В. предложил назвать его Ленинским. Одновременно он обратился с просьбой о том, чтобы его тоже включили в список переселенцев и отвели земельный участок, но ему не суждено было жить в этом селе.
В конце зимы часть переселенцев прибыли на Бутыкен, чтобы готовить лес для постройки жилья. Лес хотя и рядом, но рубить его не разрешалось, приходилось строить из сухостоя. Несмотря на это через 3-4 года по обе стороны речки появилось не менее десятка зимовий, дворы для содержания скота, поскотина, отгорожен телятник. Некоторые постройки простояли два десятилетия. Особенно большую роль сыграло зимовье, которое превратили в колхозный полевой стан, водяная мельница.
Весной 1925 года из Читы возвратился Сенотрусов Г.К. с радостной вестью, что скоро прибудет землеустроитель и отведет место для села, а также угодья для пашни, сенокосы и пастбища. Было получено разрешение на заготовку сырорастущего леса на строительство.
В списке переселенцев оказалось около двух десятков семей. Большую часть составляли Сенотрусовы и их родственники. Площадку, отведенную под село, разбили на участки-усадьбы. Каждый переселенец тянул жребий с номером участка, а затем на правах хозяина на нем обустраивался. Строить помогали родственники и односельчане.
К концу 20-х годов каждая семья имела по 4-5 гектар пашни. Обычно 2/3 засевалось рожью (ярицей), ячменем и овсом. Пшеницы сеяли немного так как ее сорт был низкоурожайным и вызревала не всегда. Сеяли также коноплю, из волокон которой изготавливали веревки, мешки и другой мягкий инвентарь, а из семян получали масло. Имелся страховой фонд зерна, который выращивался на поле сообща. Из этого фонда по решению общего собрания безвозмездно выдавались семена малоимущим и пострадавшим от стихии.
Собранное на полях и закупленное зерно приходилось размалывать на мельницах соседних сел. Летом его размалывали на водяных мельницах в Шебартуе и Танге, а зимой на паровых мельницах в Николаевске и Содовом заводе или в Дешулане на мельнице, устанавливаемой на льду (ледянка). На помол уходило много времени, поэтому было решено построить свою водяную мельницу в нижнем течении Бутыкена. В качестве мельника пригласили из Красного Яра Кирсанова Ф.Ф., мастера с большой буквы. Он согласился переехать вместе с семьей. Сообща помогли ему обустроиться на новом месте. Для мельницы построили помещение, добыли жернова, изготовили другое оборудование. Выкопали водоподводящую канаву длиною около километра. Прошло совсем немного времени, и мельница закрутилась и замолола, обслуживая не только своих, но и многих жителей соседних деревень.
ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД 1931-1940гг.
Когда в 1931 году началась массовая коллективизация крестьянства по всей стране, жители Ленинского организовали колхоз «Красный охотник» и в отличии от многих деревень в него все вступили.
По воспоминаниям первого председателя Сохалтуева Григория Трофимовича (см.“На боевом посту». 1968. 17 июля) в начале колхоз располагал лишь 75-ю гектарами пахотных земель, имел 3 плуга. 6 деревянных борон, 1 сенокосилку, 1 конные грабли, 2 жатки. 20 дойных коров, 48 лошадей, 2 изубра-понтача.
Несколько неурожайных лет в начале 30—х годов не благоприятствовали укреплению колхоза. Наоборот, они разочаровывались и утрачивали «веру в его возможности. В 1933 году 7 семей вышли из колхоза и переехали в Гарекацан, Пользой, Улеты и Читу. Вскоре на усадьбы выбывших вселились вновь принятые колхозники, з том числе родственники переселенцев (4 семью и из Новопавловска (2 семьи).
Все колхозники трудились добросовестно и за короткий срок сумели обновить и пополнить сельхозинвентарь, приобрели еще одну сенокосилку, молотилку снопов, более совершенные и транспортабельные весы, оснащение для гужевого транспорта, а также увеличили и улучшили породу скота, лошадей, завели отару овец.
Помещения для колхозных животных были построены в средине 30-х годов и выглядели довольно примитивно. Конюшня появилась еще позднее, поэтому лошади в зимнее время обычно содержались на усадьбах конюхов.
Рост поголовья домашних животных, особенно лошадей, требовал увеличения кормов для зимовки. Поэтому выкашивались все ближние и дальние покосы, удобные и неудобные уголки с травою.
До появления зерноуборочных комбайнов горячей сельскохозяйственной компанией являлась молотьба. Приходилось хлебные снопы на телегах с полей свозить в скирды на тока (площадки, где сосредотачивались все средства для молотьбы), затем эти скирды пропустить через конную молотилку, зерно очистить и доставить на склады, а отходы в виде соломы и мякины убрать на корм и подстилку животным. Жизнь на току обычно била ключом и это продолжалось не один месяц.
Основной ток всегда находился за огородами в начале села.
В 1936 году Николаевская МТС (машинотракторная станция выделила для колхоза ‘‘Красный охотник» трактор ХТЗ. Вскоре колхоз приобрел также грузовую машину.
Колхозники ежегодно привлекались на сезонные работы по ремонту дорог и на лесозаготовки.
Большое место в жизни колхоза и отдельных колхозников занимали звероводство и охота. В довоенные годы в южных районах зверофермы были большой редкостью, но колхоз «Красный охотник» приобрел несколько черно-серебристых лисиц и соорудил небольшую звероферму на усадьбе Телешова Егора Николаевича. В конце 30-х годов поголовье лисиц увеличилось до нескольких десятков и звероферму обустроили в лесу за задними заборами огородов. Звероферма приносила значительный доход и просуществовала более десяти лет.
Первая начальная школа появилась в 1930-м году и целое десятилетие для нее не было специального помещения. Размешалась она временно то в одной, то в другой незаселенной- избе. Только в 1940 году для школы в центре села поставили специальный дом. Как правило все дети школьного возраста обучались. Несколько зим действовал ликбез, в нем обучались грамоте взрослые женщины и мужчины. После окончания 4-го класса учеба продолжалась в Тангинской 7-летней школе. Причем школьного общежития не было, ученикам приходилось устраиваться к знакомым или незнакомым людям.
Так же в 1930г. была открыта изба Читальня. Избачём назначили колхозника, который помимо своих колхозных обязанностей, должен был выдавать книги.
ВОЕННОЕ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ.
За годы войны было призвано на службу 30 человек в возрасте от 17 до 55 лет, не вернулись 8 человек. Из колхоза для армии также забрали автомашину и около десятка лошадей.
В военные годы половина солдат из нашего села, находились в действующих армиях. С оружием в руках они трудными дорогами войны прошли несколько стран Европы вплоть до Берлина.
По—ударному, по—военному работали жители, оставшиеся на селе, своим самоотверженным трудом они ковали победу. В военное лихолетье в колхозе возникла сложная обстановка, численность трудоспособных резко сократилась. Значительно меньше стало лошадей и работать пришлось на быках. Уровень механизации упал до минимума. Кроме того, из-за ежегодных засух сильно страдали луга, поля и огороды. В результате уменьшились посевные площади зерновых, снизилась урожайность, сократился валовый сбор урожая, поголовье крупного рогатого скота и овец.
Война, существенно отразилась на дальнейшей судьбе села и его жителей. Прежде всего в послевоенные годы многие поменяли свое местожительства. Из 21 демобилизованного солдата 9 трудоустроились в разных частях страны от Львова до Петропавловска—Камчатского. Молодые и холостые парни обосновывались в основном в городской местности с учетом приобретенной специальности или по совету знакомых. Затем к ним потянулись некоторые родители, братья и сестры. В последующие годы в связи со службой и учебой эта тенденция сохранилась.
В начале 50-х годов по всей стране было осуществлено укрупнение колхозов. Села Танга, Ленинск, Новопавловск, Новосалия и Шебартуй объединились в один укрупненный колхоз, который стал называться гордым словом “Победа». Центральная усадьба разместилась в Танге. В колхозе началось строительство коровников и выведение новой породы, были построены ремонтные мастерские, свинарник, несколько жилых домов. Колхоз первым в районе перешел на денежную оплату труда.
Ведущей отраслью стало скотоводство. Основную статью дохода колхозу давало молоко. При этом показатели по надою росли из года в год.
В 80-е годы передовые колхозы области начали переходить на цеховую структуру управления. Этому примеру последовал и колхоз «Победа» с учетом особенностей и направлений своего хозяйства. Были созданы семь цехов и два отдела. Цеха: по производству молока, кормопроизводству, производству зерна, механизации, по выращиванию молодняка крупного рогатого скота, овцеводства и строительства. Отделы: планово-финансовый и ветеринарной службы. Во главе цехов и отделов были поставлены знающие дело, энергичные, болеющие душой за производство, настойчивые в достижении цели люди.
К числу добрых перемен той поры в колхозе «Победа» следует отнести также внедрение сокращенной рабочей недели за исключением горячих сезонов года, выполнение обширной программы культурно-бытового развития сел, большое участие в подготовке специалистов для колхоза и некоторые другие.
Среди добрых перемен следует назвать появление миниэлектростанции. В 50-х годах впервые во всех домах вечерами загорался яркий электрический свет. Из транспортных средств в начале обзаводились велосипедами, на смену им у некоторых колхозников появились мотоциклы разных марок, а затем и личные автомобили “Жигули», “Луазы» и другие.
Во второй половине 70-х годов и особенно в 80-х годах интерес колхоза к сельхозугодиям, примыкающим к Ленинскому, стал пропадать. Это объясняется тем, что из-за возникновения лесхоза, затем участка леспромхоза и, наконец, ГРП пришлось потесниться на пастбищах, сенокосах и полях, усилились потравы.
В этот период здесь стало сверстываться не только земледелие, но и животноводство. Под конец практически осталась только отара баран-производителей. которую обслуживали дееспособные колхозники предпенсионного возраста. Подрастающая молодежь стала в основном трудоустраиваться не на сельскохозяйственные работы, а на вновь созданные рабочие места при упомянутых выше предприятиях и возникших учреждениях. Это тоже не благоприятствовало, а усугубляло положение в аграрном секторе села. В 80-е годы аграрный сектор села начал резко свертываться под влиянием развивающегося лесопромышленного производства и размещения базы крупной геологоразведочной партии.
ПЕРЕМЕНЫ
С начала 60-х годов начал функционировать лесхоз. За короткий период коллектив этого предприятия создал довольно солидную материально-техническую базу и дал первый толчок предстоящим преобразованиям. Лесозаготовительный пункт возник в 1964 году и стал развиваться ускоренными темпами. В 1965 году появилась первая автобаза. В первые годы в качестве рабочей силы широко использовались расконвоированные заключенные, которых насчитывалось свыше ста человек. Через несколько лет сформировался стабильный рабочий коллектив.
По данным начальника лесопункта в конце 60-х годов в их распоряжении уже имелось 20 трелевочных тракторов, 16 мощных автомобилей, пять лесоукладчиков, восемь бульдозеров, большое количество карбюраторной техники, рабочих на лесосеки доставляли восемь автобусов. В последующие годы оснащение лесопункта этими техническими средствами продолжалось. Кроме того, были приобретены пилорамы и началась деревообработка.
Поселок лесозаготовителей рос из года в год, появились улицы с четырех- и шести-квартирными домами, открылась восьмилетняя школа, детский сад (1965г., 2007г. детский сад был присоединен к МОУ Ленинской школе), больница и другие культурно- бытовые учреждения.
С момента основания до 50~х годов село входило в состав Новопавловского сельского совета, но так как это село в связи с укрупнением колхоза исчезло, то Ленинское вошло в состав Арейского сельсовета. К концу 60-х годов было построено несколько домов, рассчитанных на 140 квартир. По типовым проектам сданы в эксплуатацию пекарня, баня два магазина, клуб, медицинский пункт, комбинат бытового обслуживания, детский сад В стадии строительства находились больница, складские помещения для товаров широкого потребления, несколько жилых домов и административных зданий. На ближайшую перспективу намечалось сооружение водопровода и своего стадиона.
На территории поселка в 1964 году открылся Ленинский сельский Совет.
В 1965 открылся Ленинский лесоучасток Ленинского леспромхоза
1июня 1967 года на территории п.Ленинский организован Арейский лесхоз, в состав которого вошли три лесничества: Верхнее — Ингодинское, Тангинское, Арейское.
В начале 70-х годов в поселке разместилась геолого – разведочная партия. Образовалось несколько улиц с домами геологов. В связи с обустройством крупной и богатой ГРП началась новая фаза развития села. Вырос еще один посёлок, построены были спортзал с бассейном, новый Дом культуры, кафе, новая баня. Открылась десятилетняя школа и построена больница. В начале 1972 года открылась Ленинская участковая больница, кинотеатр «Геолог»
В 1985 году началась работа по реставрации старого клуба. Все культурно- массовые мероприятия теперь уже проводились в кинотеатре «Геолог». Зрительный зал вмешал большое количество посетителей.
В 1989 г прошла реорганизация, и лесхоз был передан Арейскому лесокомбинату. Через 3 года — 1992 г лесхоз вошел в состав Ингодинского лесхоза и теперь на территории работает Верх-Ингодинское лесничество.
В 1989 г лесоучасток стал Хилокским леспромхозом, а 7 июня 1989 лесоучасток преобразовался в Арейский КЛК, 1994 леспромхоз стал АО «Лес» до 2000 года.
1989 г. открыт памятник погибшим на ВОВ землякам.
В 1990г. закрылась ГРП-140 и переехала в Усть — Куду, Иркутской области.
В 2001г. в результате поджога сгорел Дом культуры.
2008г.: — Верхне-Ингодинское лесничество Ингодинского лесхоза разделено на 2 самостоятельные структуры: лесоохранная и лесохозяйственная.
— ленинская участковая больница реорганизована в Ленинскую амбулаторию.
2010г: Ленинская средняя общеобразовательная школа реорганизована в основную общеобразовательную школу.
2017г Открытие нового сельского дома культуры.
Литература:
Дианов М.А. История села «Ленинск» Улетовского района [Текст] : [историческая справка] / Михаил Дианов. – Чита : Самиздат, 2015г.- 44с.